Введение в надлежащую клиническую практику (GCP)

6 модулей

Формат обучения
  • • проходит дистанционно в любое удобное время;
  • • позволяет быстро и эффективно погрузиться в основы надлежащей клинической практики (GCP);
  • • в программу заложено 23 академических часа, чистое время видеоуроков — 5 часов;
  • • информация разделена на 6 модулей, в конце курса есть итоговый тест;
  • • программа курса оптимальна для специалистов неинтервенционных исследований, в т.ч. наблюдательных программ, регистров, опытов применения, клинических апробаций.
К прохождению курса допускаются
  • • Врачи, провизоры, химики и биологи (получают удостоверение о повышении квалификации)
  • • Любые заинтересованные специалисты: разработчики лекарственных препаратов, сотрудники отделов продвижения и маркетинга и др. (выдается сертификат о прохождении курса)
  • • Удостоверение о повышении квалификации дает право стать членом исследовательской команды. У ЛАБМГМУ есть лицензия на образовательную деятельность, поэтому удостоверение имеет юридическую силу.
Какие навыки дает курс
  • • умение организовать свою работу по проведению неинтервенционного исследования;
  • • навык взаимодействия с участниками исследования (пациентами или добровольцами), независимым этическим комитетом и иными сторонами исследования;
  • • умение организовать проведение процедур исследования и сбор данных в соответствии с протоколом исследования и GCP;
  • • умение грамотно оформить добровольное информированное согласие;
  • • умение организовать сбор данных по безопасности исследуемого продукта.

Программа обучения

Модуль 1
Этапы разработки лекарственных средств.
  • какие этапы проходит лекарство от открытия молекулы до исследований с участием людей;
  • что делают исследователи в каждой фазе доклинических и клинических исследований;
  • что нужно для успешной регистрации нового препарата;
  • почему исторически сложился именно такой свод правил.

В модуле 3 видеоурока. Преподаватель — Виктория Артюх, к.м.н., руководитель отдела по обеспечению и контролю качества ЛАБМГМУ.

Модуль 2
Основные принципы ICH GCP.
  • что именно регулирует международный стандарт GCP;
  • 13 принципов надлежащей клинической практики по проведению КИ (клинических исследований);
  • какие нормативные документы регулируют проведение исследований в России и ЕАЭС.

В модуле 3 видеоурока. Преподаватель — Виктория Артюх, к.м.н., руководитель отдела по обеспечению и контролю качества ЛАБМГМУ.

Модуль 3
Этические аспекты КИ.
  • что важнее: научный интерес или благополучие отдельного человека;
  • какие уровни защиты предусмотрены для участников исследования;
  • что такое локальный/независимый этический комитет (ЛЭК/НЭК), какие к нему предъявляются требования и какие функции он выполняет;
  • какие документы должен одобрить ЛЭК/НЭК для старта исследования.

В модуле 1 видеоурок. Преподаватель — Виктория Артюх, к.м.н., руководитель отдела по обеспечению и контролю качества ЛАБМГМУ.

Модуль 4
Информированное добровольное согласие.
  • как должна проходить процедура подписания информированного согласия;
  • о каких моментах важно сообщить участнику исследования;
  • что делать, если появилась новая версия информированного согласия;
  • как проводится подписание согласия у уязвимых категорий: детей, недееспособных лиц, пациентов в неотложном состоянии и др.

В модуле 2 видеоурока. Преподаватель — Виктория Артюх, к.м.н., руководитель отдела по обеспечению и контролю качества ЛАБМГМУ.

Модуль 5
Ответственность сторон. Исследователь и медицинская организация.
  • кто может стать главным исследователем согласно GCP и НКП;
  • за что отвечает главный исследователь до, во время и после завершения исследования;
  • какие есть способы рандомизации пациентов, кто и как это проводит;
  • какие есть виды дизайна клинических исследований;
  • как взаимодействовать с монитором, аудитором и независимым этическим комитетом.

В модуле 2 видеоурока. Преподаватель — Александра Владимирова, руководитель отдела доклинических и клинических исследований ЛАБМГМУ.

Модуль 6
Безопасность в клинических исследованиях.
  • какие шаги нужно предпринять для обеспечения безопасности участников исследования;
  • что считается нежелательным явлением;
  • как их правильно оценивать и регистрировать;
  • что считается серьезным нежелательным явлением, как действовать в этом случае;
  • как определить, есть ли у нежелательного явления связь с приемом препарата.

В модуле 2 видеоурока. Преподаватель — Татьяна Шерина, медицинский директор ЛАБМГМУ.

Над курсом работали

Владимирова Александра Алексеевна

Заместитель медицинского директора ЛАБМГМУ. Талантливый преподаватель-практик.

Артюх Виктория Валерьевна

Руководитель отдела обеспечения и контроля качества. Уникальный специалист, прошедший путь от врача-исследователя психиатрии до независимого GCP аудитора.

Шерина Татьяна Андреевна

Медицинский директор компании «ЛАБМГМУ». Врач, кандидат медицинских наук.